CRM-маркетинг Битрикс24. Сегменты, шаблоны, рассылки, баги.
- Создаем сегмент в Битрикс24
- Создаем рассылку по шаблону
- Реклама по настроенным сегментам
- Тестируем рассылки через мессенджеры
- Вкладка Мои шаблоны
- Черный список
- Настройки
- Вывод
Через 2 месяца после презентации нового релиза Битрикс24.Токио стал доступен инструмент CRM-маркетинг для точечной работы с вашими клиентами. Мы решили изучить новинку и дать рекомендации о практическом применении.
Попробуем решить простую задачу — отправить всем слушателям семинара Формула сайта благодарственное письмо.
Вводные данные
- xls - таблица с информацией об участниках. Имя, фамилия, должность, телефон, e-mail.
- страница с презентациями.
Предполагаемый план действий:
- создать сегмент аудитории на основе таблицы;
- создать письмо на основе шаблона;
- отправить рассылку.
Создаем сегмент в Битрикс24
Есть несколько предустановленных сегментов:
- Все клиенты и лиды
- Клиенты с проигранными сделками
- Клиенты с выигранными сделками
- Клиенты со сделками в работе
- Все клиенты
- Лиды в работе
- Лиды сконвертированные
- Все лиды
Так как посетителей семинара еще нет в нашей CRM, использовать готовый сегмент нельзя. Будем делать свой.
Первое разочарование — создать сегмент напрямую (загрузить файл) из таблицы нельзя. Можно вставить в текстовое поле заранее подготовленный список имен, телефонов, email. Пробуем копировать / вставить из google-таблицы. Получается. Это хорошо!
Второй способ создания сегмента — на основе существующих контактов, сделок или лидов. Есть несколько вариантов: Все лиды, Сконвертированные, В работе. Также можно выбрать для сегмента все Контакты со сделками в работе, с выигранными или проигранными сделками.
Мы импортировали слушателей семинара в Контакты с помощью стандартного импорта. Попытка создать несколько сегментов по должностям (студенты, менеджеры, руководители) провалилась. Диалог создания сегмента не поддерживает настолько хитрую фильтрацию. Если хотите делать “кастомные” сегменты, делайте сначала в Excel, потом грузите каждый по-отдельности.
NB: официальная справка говорит обратное - можно использовать для выборки пользовательские поля. Возможно, мы неправильно ищем, или релиза этой функции еще не было.
Итак, сегмент создан, пусть и с небольшими ограничениями. Переходим к следующему шагу.
Создаем рассылку по шаблону
Создаем выпуск e-mail рассылки на основе одного из существующих шаблонов. Мы выбрали простой шаблон «Информируйте о событии».
Выбираем созданный сегмент. Можно выбрать сегмент-исключение. Удобно. Жаль, что в момент выбора сегментов получателей и исключений, аудитория не рассчитывается “на лету”. Если выбрать “взаимоисключающие пересечения”, вы только после сохранения рассылки узнаете, что в получателях будет 0 человек.
Встроенный редактор письма мало отличается от аналога в “E-mail маркетинге” продукта Управление сайтом. Письмо делается просто, есть блоки “просто текст”, в отличие от Битрикс24.сайтов ;) Не будем заострять внимание.
Понравился заключительный блок настроек:
- Можно выбрать с какого адреса отправлять письмо.
- Можно добавить вложение. Удалось загрузить файл размером 11 Мб, больше не было под рукой.
- Для маркетологов есть автоматический формирователь utm-меток
После сохранения рассылка дружелюбно предлагает выбрать, когда и как вы ее отправите. Готовая рассылка остается в списке в режиме ожидания отправки. Можно отправить в любой момент.
Мы не стали отправлять шаблонное письмо, а ограничились тестовым. Письмо пришло быстро, никаких проблем с версткой на десктопах и мобильных не обнаружено. Красота!
Основная задача выполнена. Рассмотрим другие возможности crm-маркетинга.
Реклама по настроенным сегментам
Вкладка Реклама сделана для специалистов. Если вы никогда не использовали Яндекс.Аудитории и Аудитории AdWords, вам будет сложно использовать этот инструмент. Общая логика работы следующая:
- Создаете аккаунты в Директ или AdWords (еще есть Facebook и Вконтакте, мы их не проверяли).
- Создаете или настраиваете сегмент в Битрикс24.
- Подключаете аккаунт Директа / AdWords в Битрикс24. Работает через OAuth. Как быть, если вы ведете рекламу через агентство (= на их аккаунтах), пока непонятно. Предполагаю, что вам придется создать для них специального пользователя с доступом в CRM в своем Битрикс24.
- Выбираете какой сегмент “отправить” в рекламную систему. Подозреваю, что отправка данных о сегментах работает на хитах, так что для небольших компаний загрузка больших сегментов (тысячи записей) будет занимать долгое время.
- Далее работаете с аудиторией *в рекламной системе*, Битрикс24 больше не нужен!
Битрикс24 коннектится к рекламным системам через OAuth.
Как “клепали кампашки” в рекламных системах, так и будем ;)
Странность №1: Возможно, мы не нашли, где именно в интерфейсе Битрикс24 предполагается настраивать объявления. Думаем, что нигде. Работайте в Директе и AdWords. Если я умею подключать сегменты напрямую в Директ, зачем мне создавать их в Битрикс24? Возможно, следует дождаться обещанной ежедневной синхронизации, и тогда инструмент можно будет применять на практике. Например, все время крутить рекламу тем, кто оставил заявку, но еще не заключил сделку.
Странность №2. Непонятно, как Реклама из Битрикс24 будет работать с агентскими кабинетами Директа, AdWords, Вконтакте. Например, аудитория, доступная на уровне Менеджера аккаунтов, недоступна в одном из клиентских аккаунтов. Мы попробуем исследовать этот вопрос. Рабочее решение — авторизоваться из-под агентских аккаунтов, и их подключать к Битрикс24.
Странность №3 (больше относится к Яндексу). Немногие знают, но в Яндекс.Аудиториях нельзя создать сегмент менее чем из 1000 пользователей. Так что если в вашей CRM меньше 1000 записей, реклама в Яндексе не для вас.
Тестируем рассылки через мессенджеры
Алгоритм работы похож на email-рассылки:
- Создаем / выбираем сегмент.
- Создаем рассылку через мессенджеры.
- Выбираем шаблон, редактируем сообщение. Отправляем.
В результате столкнулись с проблемами:
- Выбор шаблона влияет *только* на текст сообщения. Выглядит так, смайликов и эмодзи нет.
- Нельзя выбрать мессенджер. Вообще. Куда и как отправится наша рассылка, неизвестно.
- Отправить рассылку в мессенджер нельзя. По крайней мере в нашем тестовом портале для сегмента из 10 пользователей на 27 декабря 2017 года не работает. После нажатия на “Отправить” рассылка переходит в статус “Завершена”, но сообщения не приходят.
Вкладка Мои шаблоны
Очень удобная штука. При создании письма вы можете поставить галочку “Сохранить в мои шаблоны”, шаблон появится в этом списке. Реюзабилити, все дела!
Черный список
Радует, что есть отдельная вкладка “Черный список”. Поддерживается простое добавление адресов и телефонов списком. Удобно, если вы ведете учет “отписавшихся” клиентов. Также можно использовать в случае, если клиент в анкете или на сайте явно запретил отправку смс и емейл.
Настройки
Ничего интересного нет. По умолчанию стоит ограничение в 15000 писем в месяц (если надо больше, переходите на коммерческий тариф), 50 sms в день и 5 звонков единовременно.
Вывод
- CRM-маркетинг использовать можно и нужно. Как только начнете, скоро у вас появятся свои кейсы и любимые шаблоны. Пока работает только для email.
- Для использования вкладки “Реклама” рекомендую подтянуть познания в Директе и AdWords. Важно уметь работать с Аудиториями и списками ремаркетинга, знать где их можно применять.
- Пока Битрикс выпустил довольно суровый интерфейс, сделанный “программистами для программистов”. В будущем ожидаем вполне приличного механизма для email-маркетинга на базе возможностей CRM. Впрочем, тема была и остается непростой, так что инструмента “для новичков” не будет.
- Дождитесь стабильных обновлений и пользуйтесь. Сейчас — рано.
PS. Мы не тестировали голосовой обзвон. После провала с мессенджерами не стали тратить время.
Статьи по теме
- аренда команды (от 2 человек, не менее 3 месяцев);
- итерации с фиксированной ценой (1-3 месяца длительностью).
- регулярные онлайн-планерки с заказчиком;
- квалифицированных специалистов;
- организованную команду (находятся в одном помещении, что упрощает решение рабочих вопросов);
- полную прозрачность и регулярность отчетов о результатах.
- нагруженный интернет-магазин;
- личный кабинет;
- оптовые продажи — B2B-платформа;
- маркетплейс;
- технический аудит сайта;
- Битрикс24 — корпоративные HR-порталы;
- Битрикс24 — построение CRM-системы;
- Битрикс24 — личные кабинеты сотрудников;
- Битрикс24 — аудит портала;
- 1С — интеграция с другими системами;
- 1С — доработка системы;
- маркетинг — комплексное интернет-продвижение;
- маркетинг — продвижение для B2B.