Персонализация сайта. Понятие, синонимы, возможности
О чем речь?
Тема
Примерно с 2012 года набирает популярность новая технология работы с посетителями веб-сайтов.
Эта технология — персонализация сайта — повышает эффективность: конверсию, удовлетворенность клиента, прибыльность бизнеса.
Суть персонализации — изменение элементов сайтов на основе анализа статистики и предсказания потребностей конкретного человека.
Персонализировано может быть многое: реклама, контент (акции, скидки, товарные рекомендации), дизайн, почтовые рассылки и тому подобное.
Развитие персонализации имеют несколько причин:
-
старые методы интернет-маркетинга работают все хуже;
-
системы статистики научились собирать большой объем полезной информации;
-
развиваются и начинают работать алгоритмы предсказания действий пользователя.
Персонализация основана на идее о том, что по истории пользователя и знаниям о тенденциях поведения людей на сайтах можно получить прогноз следующего действия.
Основу технологии составляют интерпретация статистических данных и методы перестройки элементов сайтов “на лету” на основе прогноза.
Тренд
Крупнейшие представители онлайн-ритейла (Озон, Lamoda, WikiMart) уже несколько лет уделяют большое внимание технологиям персонализации, дают сигнал всем остальным и подстегивают появление новых проектов.
Почти все доклады на конференции Яндекса 2014 года http://tech.yandex.ru/events/yac/m2014/ касались этой темы.
15 версия 1С-Битрикс (выпуск осенью 2014 года) будет включать собственное решение вопроса персонализации для e-commerce. И это будет главной “фишкой” новой версии.
Похоже, персонализация станет очень популярной в массовом интернет-маркетинге в ближайший год-два.
Что такое персонализация? Синонимы и ключевые слова
Близко с персонализацией сайтов стоят такие понятия как товарные рекомендации, рекомендательные системы, предсказание следующей покупки, предиктивный таргетинг и predictive analytics, автоматическое управление рекламой, адаптивный контент, машинное обучение, data mining, big data, case-based reasoning, индуктивный вывод, вероятностные модели поведения, кластерный анализ.
Персонализация сайтов — модное направление интернет-маркетинга, которое использует сложные современные технологии анализа данных.
Суть статьи одним абзацем
Персонализация сайтов — перспективная, но очень сложная и дорогая технология. Для ее эффективного применения нужно много знать про клиентов и думать стратегически.
Делая персонализацию сайта, приготовьтесь решить несколько нетривиальных задач.
“Легко и быстро”, “из коробки” и “в один клик”, можно сделать только псевдо-персонализацию с псевдо-результатами.
Что дает персонализация сайта?
Повышение конверсии
Если показывать посетителю сайта предложения, полезные конкретно ему, а не просто некие “товары дня”, отобранные администратором, то возрастает вероятность покупки.
Экономия на рекламе
Если контекстная реклама будет учитывать психологию человека и предыдущие покупки, а не просто историю поиска, точность и эффективность рекламы увеличатся.
Пример.
Недавно я заказал и оплатил на Ozone книгу Фаулера “Шаблоны корпоративных приложений”. Ozon использует эту информацию для того, чтобы стимулировать следующие заказы.
Как это выглядит?
1. Реклама Ozon в Директе считает что в корзине есть неоформленный заказ, хотя я его уже оплатил:
2. Google Adwords снова предлагает купить ту же книгу:
Персонализация может сделать предположения о моих следующих шагах точнее.
Например, на самом Ozon меня встречает такой блок:
И сайт, и контекстная реклама знают, что я делал ранее, но лучше эти данные использует реклама на самом сайте.
Понимание клиента
Понимание массы покупателей как сегментов с выраженными предпочтениями позволяет разделить потоки и выбрать наиболее эффективную стратегию продвижения.
Улучшение поведенческих факторов ранжирования для SEO
Увеличение длительности сессии, числа просмотренных страниц, достижения целей помогает продвижению сайта в поисковых машинах. Этому также способствует персонализация.
Выводы
Персонализацию обсуждают все и многие собираются делать.
При этом успешных примеров крайне мало, а доклады на конференциях больше похожи на рекламно-развлекательные, чем на описание реального опыта.
Эта статья вводная, дает общее представление о теме. Будут силы — напишу серию статей примерно по такому плану:
-
Что можно персонализировать на сайте?
-
Игроки. Кто и как умеет делать персонализацию.
-
Проблемы персонализации сайтов;
-
Чем не является персонализация;
-
Делаем персонализацию;
-
Hand-Made персонализация своего сайта;
-
Сервисы персонализации;
-
Как можно сделать персонализацию сайтов на уровне CMS;
-
Примеры персонализации сайтов.
- аренда команды (от 2 человек, не менее 3 месяцев);
- итерации с фиксированной ценой (1-3 месяца длительностью).
- регулярные онлайн-планерки с заказчиком;
- квалифицированных специалистов;
- организованную команду (находятся в одном помещении, что упрощает решение рабочих вопросов);
- полную прозрачность и регулярность отчетов о результатах.
- нагруженный интернет-магазин;
- личный кабинет;
- оптовые продажи — B2B-платформа;
- маркетплейс;
- технический аудит сайта;
- Битрикс24 — корпоративные HR-порталы;
- Битрикс24 — построение CRM-системы;
- Битрикс24 — личные кабинеты сотрудников;
- Битрикс24 — аудит портала;
- 1С — интеграция с другими системами;
- 1С — доработка системы;
- маркетинг — комплексное интернет-продвижение;
- маркетинг — продвижение для B2B.