Интеграция Битрикс24 с системой учета времени в Google Spreadsheet

Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню.
Это у нас такая традиция…

(с) Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Похожая традиция есть и у меня. Каждый год 30 декабря я собираю статистику по проектам выполненным ИНТЕРВОЛГОЙ за год. По каждому проекту вычисляю важный финансовый показатель: стоимость часа разработчика в проекте. Он показывает насколько каждый проект для нас выгоден, и в каких мы допустили серьезные просчеты в оценках. Проблема в том, что управленческие решения на основе этой метрики нужно принимать намного чаще, чем раз в год.

Исторически сложилось

Более 5 лет наши сотрудники пишут в  в Google-таблицах ежедневные отчеты, за которые ставятся оценки. Там же у нас KPI, заплаты, выработка.

Из десятка таких отчетов (по 12 листов-месяцев в каждом) я собираю данные в 1 таблицу, очищаю от мусора и пытаюсь отнести каждую запись о потраченном времени к конкретному проекту. На разовый подсчет такой статистики 5 лет назад требовалось не менее 4-х часов. С ростом штата эта цифра быстро выросла.

Задача #1. Считать статистику по потраченному времени более оперативно и с меньшими трудозатратами. 

Была еще одна проблема, которую хотелось исправить - отчет для постановщиков задач. До сих пор узнать, сколько времени потрачено на задачу можно было, только спросив у исполнителя голосом. Исполнителю в свою очередь приходилось идти в отчет и искать “хвосты” этой задачи.

Задача #2. Получать информацию /отчет о потраченном времени для постановщиков задачи без дополнительных трудозатрат со стороны исполнителя.

Решения и подводные камни

Решение пришло само собой: учет времени в Битрикс24.

Голоса “за”:

  • задачи мы давно ставим только через эту систему;
  • есть учет времени;
  • заявляется, что есть отчеты по затраченному времени в разных разрезах (проекты, люди, даты).

Голоса “против”:

  • отказываться от отчетных файлов мы не хотели (помимо потраченного времени там есть KPI и другие важные данные);
  • дублирование руками - чистой воды muda;
  • известна пара багов:
    • две задачи могут одновременно иметь статус "выполняется",
    • иногда руководитель и подчиненный видят разный статус выполнения.
После анализа  фактов родилась идея: “затянуть” данные о потраченном времени из наших GoogleDocs-отчетов в Битрикс24. В голове была следующая схема.

Хочу обратить внимание на “теоретическую” простоту желаемого решения. Теоретическую потому, что компоненты этой схемы в том или ином виде реализуемы.
Но вылезло много подводных камней.


OAuth повсюду.

И Google, и Битрикс24 требуют для работы подтвердить, что вы это вы, а не робот, который работает от Вашего имени. Мало того, что сам механизм ужасно неудобен для программиста, так еще и без человека не работает.

Вывод: никакого выполнения операций по расписанию. Обязательно нужен кто-то перед браузером, авторизованный и в Google, и в Битрикс24.


Права доступа

В Битрикс24 куда ни плюнь, все завязано на права доступа. Это настоящий ад. В самых неожиданных местах вдруг выясняется, что вы не имеете доступа к задаче, которую делал Ваш подчиненный для соседнего отдела.
Скажу больше, каждый сотрудник может создать “закрытую невидимую” группу, и даже администратор портала не сможет ее увидеть, если не включит “режим бога”.

В итоге сотрудник задачу в такой группе делает, время записывает, а вы к задаче доступа не имеете и, соответственно, не можете в нее перенести время или посчитать в отчетах.

Вывод: строить отчет в разрезе сотрудников или вообще всех проектов без потери данных может только администратор.


“Текущий” пользователь

Эта особенность Битрикс24 доставила больше всего неудобств. Допустим, существует задача, которую делает сотрудник Вася, и у вас к ней даже есть доступ. Вы устроили совещание по  этой задаче и решили зафиксировать потраченное время самостоятельно (за себя и за Васю). Думаете это возможно?

А вот и невозможно. Все операции в Битрикс24 (и по REST API тоже) выполняются от имени текущего авторизованного пользователя. В случае REST API от имени того, кто предоставил авторизацию. Поэтому записать время вы можете только на себя.

Вывод: каждый сотрудник должен выполнять синхронизацию самостоятельно.


Заявляемая и реальная функциональность

Отчеты по потраченному времени в Битрикс24 Вам не помогут. Они там конечно, есть но…
Но относят все время из задачи на непосредственного исполнителя. А ведь задачу могут делать 2-3-4 человека. И каждый тратит/записывает время. Но в отчете вы увидите у всех 0, а у главного исполнителя - полную сумму.

Вывод: отчеты придется “переписать”.

Суровая реальность

Вернемся к схеме. Теперь она приобрела вот такой вид:

Для поддержки этой схемы мы немного модифицировали сами отчетные файлы. Ранее в них присутствовала колонка “название проекта” и с группировкой по ней возникали проблемы (пропуски, опечатки, различное написание). Мы заменили ее на “ID задачи или ссылка на нее”.

Это позволило точно сопоставить потраченное время с задачей, а, как следствие, с проектом.


Как вы лодку назовете , так она и поплывет. Наше приложение мы назвали “Потрачено” :)

Технологии: Bitrix24 REST API, Google Spreadsheets API, React

При разработке хотелось избавиться от необходимости авторизации хотя бы в одной из систем Google/Битрикс24. Google-авторизация оказалась проще. Решили сделать приложение 2-го типа для Битрикс24, а в нем дополнительную авторизацию в Google. Такое приложение не требует программирования отдельной авторизации в Битрикс24.

Итого минус 1 блок в нашей схеме.

Общение с таблицей-отчетом происходит через Google Apps Script API https://developers.google.com/apps-script/.

Для успешной работы с отчетным листом сотрудник должен быть авторизован в аккаунте Google и указать в приложении ID документа-таблицы. В интерфейсе, если все области горят зеленым, значит данные подходят и можно приступать к синхронизации. Остается нажать кнопку «Синхронизировать рабочее время».

Мы заранее понимали, что JS-кода будет очень много. Так много, что в нем черт ногу сломит. Чтобы хоть немного все структурировать решили попробовать связку фреймворков React и Flux.

React+Flux дает ряд преимуществ при разработке приложений подобного рода. В нашем случае увесистая “модель” ворочает большим (конечно, если речь идет о JS) количеством данных, получаемых и отправляемых двумя асинхронными API.
Вдобавок к этому, интерфейс приложения должен вовремя, правильно и красиво отреагировать на то, что происходит как со стороны Битрикс24, так и со стороны Google.

Подробнее о синхронизации

Итак, имеем 2 независимые системы: отчетные файлы и Битрикс24. Данные в каждой из систем могут изменяться независимо. Возникают 2 вопроса:

  1. Как сопоставить записи в отчетах и их аналоги в Битрикс24?
  2. Как понять какая из тысяч строк в отчете изменилась с момента последней синхронизации?

К сожалению в Битрикс24 не нашлось места куда бы могли сохранить служебные данные для ответов на эти вопросы. Пришлось изобретать велосипед.

По каждой строке таблицы-отчета на стороне Google вычисляются уникальный идентификатор строки (XML_ID) и контрольная сумма (VERSION). Эти данные мы добавляем прямо в комментарий к записям о временных затратах.

Поле VERSION помогает “экономить” запросы. Каждое удаление или вставка отдельной записи о затраченном времени делается отдельным асинхронным запросом. Это долго и можно упереться в лимиты API. Если вывернуться наизнанку, можно отправлять их пакетами по 50 штук. Но кода становится больше в разы, а его поддержка усложняется на порядок.

В процессе разработки “Потрачено” была написана собственная обертка для отправки запросов пакетами. Она самостоятельно занимается контролем их количества, объединением порций получаемых данных и т.п. Тут Вам и DRY, и задел для следующих проектов.

О чем забывают проектируя “волшебный интерфейс”

При синхронизации может возникать десяток коллизий. Расскажем о некоторых из них.


Коллизия “Записали время не в ту задачу”.

В отчете указали время по задаче X, синхронизировали. Опомнились, что это не та задача. Изменили задачу на Y в отчете и снова синхронизировали.

Если ничего не предпринять, время потраченное на одну и ту же работу окажется в 2-х задачах, ведь нигде не хранится информация об изменениях в отчете. Возникает коллизия если задача X больше нигде не фигурирует и приложение вообще не узнает что нужно рассматривать эту задачу при синхронизации.

В решении этой коллизии нам помогает специальное хранилище в Битрикс24. В хранилище мы складываем все задачи, которые упоминались в отчете за последние несколько месяцев.


Коллизия “Очистка строки отчета”.

В отчет можно не только вписывать свои подвиги и делать в них правки, но и удалять их из отчета вовсе (бывает по-разному). При этом, как узнать, что где-то в корпоративном портале осталась запись о затраченном времени, которую пора уничтожить?

Решение: из отчета мы забираем не только заполненные строки, но и все пустые. У пустых строк остается все тот же XML_ID, который не зависит от заполнения, а значит ему по-прежнему может соответствовать что-то в кор. портале. Дальше дело техники.


Коллизия “не положено”.

Бывает так, что все шло хорошо, задачу делали, вписывали и синхронизировали, но вдруг по каким-то причинам в Битрикс24 были изменены настройки доступа. Теперь сотрудник, а соответственно и “Потрачено” от его имени, не имеет прав вписать или отредактировать время. Синхронизация проходит не полностью, что-то упущено, состояния отчета и портала разные. Чтобы отслеживать подобные ошибки, строки отчета красятся разными цветами. Это позволяет сразу после синхронизации заглянуть в отчет и проверить, все ли прошло гладко.

Кроме того, “Потрачено” отправляет самому синхронизирующему всплывающее уведомление о проблеме, а для ускорения решения проблемы с правами доступа (если проблема в них) вычисляет постановщика задачи, которую не удалось синхронизировать, и пишет ему в чат о случившейся проблеме.


Коллизия “задача-сирота”

Если выполняемая задача не принадлежит проекту, постановщику такой задачи приходит предупреждение.

Результаты

Разработка приложения велась 2 месяца. Еще 2 месяца подчищались баги и писались обходные пути для коллизий. Весь процесс занял 205 рабочих часов. #Wasted Своих целей мы достигли и теперь намного оперативнее делаем выводы о расходе времени и ставке часа в проекте.

Разработка приложений для Битрикс24 дело не для слабонервных. Тем более если внутри интеграция с внешней системой. При этом сама платформа совсем не дружелюбна.

С другой стороны, разработка подобных приложений может быть хорошим решением если ваша задача состоит в консолидации информации и расширении типовых возможностей облачного портала.

Читайте нашу статью о разработке системы синхронизации потраченного времени по задачам.

Мы готовы и умеем решать нетиповые задачи работы с данными, построения отчетов и формирования управленческой отчетности для Битрикс24. Расскажите о своей задаче и мы предложим решение!

Оцените статью
18.08.2016
Понравилась статья?
Поделитесь ссылкой с друзьями и коллегами!

Статьи по теме

Автоматизация процесса командировки в Битрикс24: как сэкономить на деловых поездкахЕсли сотрудники часто ездят в командировки, а бюджет на них исчисляется суммой с 6-7 нулями, то можно прилично экономить, автоматизировав процесс в Битрикс24 ...
«Как раньше» больше не работает — B2B-система продаж сейчасВ этой статье хотим поговорить с чем сейчас сталкивается оптовый бизнес (множеством вызовов и изменений, которые требуют адаптации, а также оптимизации процессо...
ИНТЕРВОЛГА — лучшее агентство года по внедрению CRMИНТЕРВОЛГА вновь стала победителем премии RUWARD, учрежденной одним из ключевых рейтинговых агентств на digital-рынке и первой в России AMaaS-платформой. 25 ...
Как учить разработке на Битрикс: наши 20 лет опытаВ статье рассказываем о нашей концепции обучения разработчиков, представляем обновленную Академию Битрикса и рассказываем о влиянии на результат матрицы компете...
Холдинговая структура компании в CRM Битрикс24: все сделки группы на одной странице Если вы используете Битрикс24 для продаж нескольким компаниям объединенным в холдинг, то можно сделать так, чтобы видеть иерархию продаж на уровне всей гру...
Функция b2b-платформы — отправка рекламаций в CRMОптовые покупатели — ключевой сегмент экономики торгово-производственного предприятия, и их удовлетворённость напрямую влияет на успех бизнеса. Новый функционал...
Мы работаем по одному из двух форматов:
  • аренда команды (от 2 человек, не менее 3 месяцев);
  • итерации с фиксированной ценой (1-3 месяца длительностью).
ИНТЕРВОЛГА предоставляет:
  • регулярные онлайн-планерки с заказчиком;
  • квалифицированных специалистов;
  • организованную команду (находятся в одном помещении, что упрощает решение рабочих вопросов);
  • полную прозрачность и регулярность отчетов о результатах.
Ключевые услуги:
  • нагруженный интернет-магазин;
  • личный кабинет;
  • оптовые продажи — B2B-платформа;
  • маркетплейс;
  • технический аудит сайта;
  • Битрикс24 — корпоративные HR-порталы;
  • Битрикс24 — построение CRM-системы;
  • Битрикс24 — личные кабинеты сотрудников;
  • Битрикс24 — аудит портала;
  • 1С — интеграция с другими системами;
  • 1С — доработка системы;
  • маркетинг — комплексное интернет-продвижение;
  • маркетинг — продвижение для B2B.
Хотите получать лучшие статьи от INTERVOLGA раз в месяц?
Подпишитесь на рассылку — спамить не будем